19 января 2009 года в Российском институте культурологии состоялось обсуждение Концепции и
Проекта Федерального закона "О культуре в Российской Федерации", разработанных Фондом "Институт экономики и социальной политики".
В обсуждении проекта закона приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерства культуры Российской Федерации, культурологи, социологи, журналисты, руководители научных и образовательных учреждений.
Концепцию и Проект нового закона о культуре представил заместитель директора фонда «Институт экономики и социальной политики» Сергей Сидоренко [скачать тезисы выступления].
В настоящий момент основополагающим актом законодательства в рассматриваемой области является действующий базовый закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", который был принят в 1992 году.
В свое время он решил много задач и стал чрезвычайно важным документом для всей сферы общественных отношений, которые регулировал.
Данный закон определил основы государственной поддержки культуры.
С 1992 года был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности и отношений в области культуры, разъясняющих и конкретизирующих положения Основ законодательства. К их числу относятся: Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 17.07.2009) "О вывозе и ввозе культурных ценностей", а также Федеральные законы от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 03.06.2009) "О библиотечном деле", от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009) "О национально-культурной автономии", от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", от 06.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О народных художественных промыслах", от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и др.
Однако данный закон принимался в условиях правового поля, существенно отличающихся от современных. Достаточно отметить, что действующая Конституция Российской Федерации появилась только в следующем после принятия Закона году.
Таким образом, некоторые положения Закона не соответствуют духу времени и изменениям в обществе. В условиях продолжающихся экономических, социальных и административных реформ появились новые факторы, оказывающие существенное влияние на развитие сферы культуры.
|
|
Как следствие, закон не раз требовал корректировки, многие статьи утрачивали силу, появлялись дополнения. Изменения в него вносились в июне 1999 г., в декабре 2000 г., в декабре 2001 г., в декабре 2002 г., в декабре 2003 г., в августе 2004 г., в декабре 2005 г., в ноябре и декабре 2006 г., и, наконец, в июле 2008 года.
Указанные дополнения и изменения в Основы законодательства были направлены на решение отдельных задач, как правило, без системного подхода.
Таким образом, со времени введения "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" накоплен определенный опыт практики применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области культуры.
Определились проблемы действующего законодательства о культуре, среди которых:
- декларативность и внутренняя противоречивость отдельных законодательных норм;
- недостаточная проработанность механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в области культуры;
- пробелы в вопросах организации и системы государственного управления сферой культуры, включая распределение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти;
- несоответствие отдельных положений закона документам ЮНЕСКО, принятыми с учетом мировых тенденций развития сферы культуры и анализа применения лучшего международного опыта законодательного регулирования вопросов культуры;
- и др.
В данной ситуации представляется нецелесообразным сохранять существующие "Основы законодательства о культуре" в сложившемся виде, актуализируя, модифицируя его через новые изменения. По итогам обсуждений в самых разных аудиториях (профильные ведомства, творческие союзы, работники области культуры в регионах и др.), можно говорить о широкой поддержке идеи создания нового Федерального закона о культуре.
Источник - собственная информация, телеканал "ТВ - Культура"
|