Версия для печати - Print version

Отобразить версию для печати

Скачать текст новости в формате *.pdf

Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина на заседании Президиума Правительства Российской Федерации относительно разработки проектов государственных программ Российской Федерации.
Москва, 21.07.2011

В.В.Путин: У нас первый вопрос – о ходе разработки проектов государственных программ Российской Федерации.

За последние годы мы существенно нарастили объёмы финансирования по всем статьям расходов федерального бюджета.

Эта мера была необходима как для решения масштабных задач развития, так и для преодоления последствий мирового финансового и экономического кризиса.

Сейчас, в условиях перехода к посткризисной модели роста, нам нужно провести модернизацию государственных финансов.

Мы об этом говорили давно и обсуждаем этот вопрос давно.

Сегодня необходимо усилить акценты на повышение эффективности использования бюджетных средств.

Начиная с 2013 года большая часть расходов федерального бюджета должна верстаться на программно-целевой основе.

Бюджетные средства будут направляться на государственные программы, охватывающие ключевые направления развития страны.

Хочу подчеркнуть: речь идёт не о формальном перераспределении средств или смене названий – нет, во главу угла должны быть поставлены: изменение принципов работы министерств и ведомств, повышение их ответственности на всех уровнях, а также ориентация на достижение результата не только бюджетными средствами, но, разумеется, и всеми инструментами, которые находятся в распоряжении государства, включая налоговые, таможенные, законодательные меры.

Сегодня мы обсудим, как продвигается работа по формированию проектов этих программ.

Мы возвращаемся к этому не первый раз, но прежде остановлюсь на важнейших принципах, которые положены в основу программно-целевого подхода.

Первое. Цели госпрограмм должны соответствовать приоритетам государственной политики.

Сами программы, методы их реализации и планируемые итоги должны быть тесно увязаны с прогнозом социально-экономического развития России, особенно с планами модернизации тех сфер и отраслей, в которых они будут осуществляться.

Принципиально важно, чтобы госпрограммы не только учитывали текущее положение дел в экономике и социальной сфере, но и работали на перспективу, отражая наши долгосрочные прогнозы и тенденции.

При этом необходимо обеспечить понимание обществом стратегических направлений развития нашей страны.

Это важная составляющая, и я прошу вас, уважаемые коллеги, тоже на это обратить внимание.

Общество должно быть информировано, должно знать о том, что делается в этих сферах – важнейших сферах, – которые определяют жизнь государства на перспективу.

Должно быть информировано и должно вообще принимать участие в этой работе!

Поэтому мы на разных площадках сегодня обсуждаем и ход подготовки бюджета, и программу развития социальных отраслей, образования и здравоохранения.

Считаю, что это очень правильно, и эту практику нужно дальше расширять.

Кроме того, государственные программы не должны выступать как исключительно федеральный инструмент.

В работу над проектами нужно активно вовлекать и региональные органы власти, бизнес и, как я уже говорил, общественные институты. Убеждён, эффективность выполнения программ во многом – если не главным образом – зависит от грамотной, спланированной работы всех участников этого процесса на каждом этапе.

Далее. Мероприятия государственных программ должны иметь конкретные цели, разумеется, и реалистичные сроки их исполнения.

В результате реализации программ граждане страны должны на деле ощущать улучшение жизни.

Обращаю ваше внимание: необходимо обеспечить безусловное выполнение и действующих федеральных целевых программ.

Будем продолжать использовать этот инструмент развития и дальше.

Финансировать ФЦП в запланированном объёме нужно будет обязательно, а механизмы, наработанные в их рамках (имею в виду прежде всего партнёрство государства, допустим, и бизнеса), должны быть гармонично включены в проекты госпрограмм.

И хочу в этой связи особо подчеркнуть: нельзя допустить распыления средств, ненужного дублирования функций и отнесения конкретных задач к непрофильным ведомствам.

По каждому направлению должна быть установлена персональная ответственность за достижение чётко сформулированных показателей.

Вот ФЦП будем продолжать, но эта работа не должна быть параллельной.

Это всё должно быть увязано в схему единой работы.

Мы не можем на одни и те же цели, для достижения одних и тех же целей выделять дважды деньги по разным каналам – это просто нелепо.

Поэтому я прошу вас внимательно эти вопросы рассмотреть и всё это вместе объединить.

Третье. Как вы знаете, важнейший ориентир бюджетной политики Правительства на ближайшие годы – это сокращение бюджетного дефицита.

Мы сегодня уже об этом говорили. Будем надеяться, что в этом году он будет минимальным, а может быть, и вообще нам удастся пройти этот год без дефицита.

Но мы знаем с вами прогнозы на следующие 2012–2014 годы, и мы не случайно с вами планируем даже небольшой дефицит, потому что объективные показатели и нашей экономики, и мировой экономики показывают, что нам вот так просто от этого дефицита не избавиться.

Это потребует напряжённой работы. Умеренность в тратах, аккуратный подход к расходованию средств необходимы.

Нацеленность на максимальную отдачу от каждого вложенного государственного рубля необходима.

Поэтому ещё раз прошу минимизировать все расходы, которые не являются первостепенными, а ведомствам необходимо взвешенно подойти к планированию затрат на государственные программы, исходить из реальных возможностей бюджета.

Важно, чтобы бюджетные расходы осуществлялись равномерно, без сбоев.

Для этого необходимо составить обоснованные графики реализации программных мероприятий, увязывать с ними объём закладываемых ресурсов.

Кроме того, прошу предусмотреть в рамках программ все необходимые меры мониторинга и контроля за использованием бюджетных денег.

И в заключение по данному вопросу хочу сказать следующее.

Работая над повышением эффективности бюджетных расходов, нельзя забывать о текущих обязательствах государства.

Любые нарушения, проволочки, задержки в распределении бюджетных средств и доведении их до конечных получателей недопустимы – это ведёт к системным сбоям в нашей работе по целым отраслям производства.

Ещё один вопрос повестки, на котором я хотел бы остановиться особо, касается очень важной социальной проблемы, а именно заботы о сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.

Очевидно, что ни один детский дом или интернат не способен заменить полноценную семью, поэтому мы должны совершенствовать методы, способы поддержки тех людей, кто решил принять на воспитание детей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации.

У нас уже сегодня регулярно повышаются пособия, устанавливаются налоговые и иные льготы для приёмных родителей, для приёмных семей, в сотрудничестве с общественными организациями работаем над дополнительными инструментами поддержки.

В результате если в 2005 году в семьи было устроено примерно 59% детей, оставшихся без попечения родителей, то в 2008 году – уже 65%.

Сегодня этот показатель – на уровне 60%. При такой динамике, а она в целом неплохая, всё-таки ещё очень много проблем.

Сегодня у нас действуют достаточно жёсткие требования к усыновителям и опекунам.

Но, как показывает практика, этого оказывается недостаточно.

Воспитание приёмных детей – это большая ответственность, непростая нагрузка – и психологическая, и профессиональная, и, к сожалению, не все оказываются к ней готовы.

Поэтому считаю, что качественная образовательная подготовка людей, желающих принять детей в свою семью, должна стать обязательной.

Сегодня эта подготовка проводится по желанию тех, кто детей берёт в свои семьи.

Такое обучение должно включать в себя и семинары, и тренинги по педагогике и психологии, по основам медицинских знаний.

Это требование необходимо распространить как на россиян, так и на иностранных граждан, которые хотят усыновить ребёнка из России. Принятие таких мер должно сократить риски проблем, с которыми сталкиваются дети в новых семьях, обеспечить их права и законные интересы.

В то же время нововведения не должны становиться препятствием для приёмных семей, приёмных родителей, не нужно создавать для них дополнительные материальные проблемы.

Полагаю, что государство в лице региональных органов власти должно взять на себя соответствующие расходы в отношении граждан Российской Федерации, которые хотят взять в свои семьи детей.

Источник: официальный сайт Председателя Правительства Российской Федерации


22.07.2011

Вернуться к списку новостей

Copyright © 2004-2021 "Институт экономики и социальной политики" - Fund "Institute of economy and social policy"