![]() |
![]() |
Версия для печати - Print version
![]() |
![]() |
Рабочие материалы для целей
обсуждения К О Н Ц Е П
Ц И Я Данная
Концепция разработана по заказу Министерства культуры Российской Федерации
Фондом «Институт экономики и социальной политики» (ИнЭСП). I. Общая характеристика и оценка
состояния правового регулирования в области культуры II. Основная идея, цели и предмет
правового регулирования законопроекта III. Круг лиц, на которых
распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности IV. Место будущего закона в системе
законодательства V. Социально-экономические,
политические и юридические и иные последствия реализации будущего закона Приложение к Концепции: Перечень
действующих законов субъектов Российской Федерации о культуре Введение
В Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года отмечается, что повышение темпов экономического развития,
структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее
развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала
в социально-экономическом процессе. При этом ведущая роль в
формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере
культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами: переход
к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных
требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития,
возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры
развития общества; по
мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом
самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей.
Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует
развитие рынка услуг в сфере культуры. Данные обстоятельства требуют
перехода к качественно новому уровню развития библиотечного, музейного, выставочного
и архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности,
традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного
наследия, а также образования в сфере культуры. В этой связи необходимо создание
условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям, в т.ч. на
основе развития современных информационных технологий в культуре, а также широкого
использования средств массовой коммуникации для целей развития
культуры. Технологическое
развитие информационного пространства сети Интернет, рост числа пользователей в
России и в мире, внедрение информационных технологий в сферу культуры,
представление результатов деятельности в области культуры и объектов культуры в
электронной цифровой форме представляют широкие возможности для
становления нового информационного общества, преодоления цифрового неравенства,
а также и решения задач, стоящих перед сферой культуры в Российской Федерации.
Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить
степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более
насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества в XXI веке. При этом
необходимо сохранение и развитие единого культурного пространства России,
что обусловлено неоднородностью обеспечения населения услугами организаций
культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов
экономического характера. Такая ситуация порождает социальное неравенство
в творческом развитии детей и молодежи, участия в культурной жизни людей
с ограниченными возможностями и т.д. Принятие специального Федерального
закона «О культуре в Российской Федерации» послужит выработке и реализации
стратегических приоритетов развития сферы культуры, в том числе гармоничного
развития человека, реализации его духовного потенциала, а также сохранения
единства российского общества, и в конечном итоге обеспечит создание
условий для повышения качества жизни населения России. В целом, разрабатываемый
законопроект должен отражать новые реалии и перспективы развития культуры в
Российской Федерации. I. Общая
характеристика и оценка состояния правового регулирования в области культуры
В настоящий момент основополагающим
актом законодательства в рассматриваемой области является действующий базовый
закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который был принят
в 1992 году. В свое время он решил много задач и определил основы
государственной поддержки культуры. С 1992 года был принят ряд
нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности и
отношений в области культуры, разъясняющих и конкретизирующих
положения Основ законодательства.
К их числу относятся: Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1
(ред. от 17.07.2009) «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также Федеральные
законы от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 03.06.2009)
«О библиотечном деле», от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О
национально-культурной автономии», от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об
архитектурной деятельности в Российской Федерации», от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред.
от 23.07.2008) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации», от 06.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О народных
художественных промыслах», от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации» и др. Однако «Основы
законодательства Российской Федерации о культуре» принимались в условиях правового
поля, существенно отличающегося от современного. Достаточно отметить,
что действующая Конституция Российской
Федерации появилась только в следующем после
принятия Закона году. В условиях продолжающихся экономических, социальных и
административных реформ появились новые факторы, оказывающие
существенное влияние на развитие сферы культуры. Таким образом, некоторые
положения Закона не соответствуют духу времени и изменениям в обществе.
Как следствие, закон не раз требовал
корректировки, многие статьи утрачивали силу, появлялись дополнения. Изменения
в него вносились в июне Указанные дополнения и изменения в
Основы законодательства вносились, как правило, без системного подхода и
были направлены на решение отдельных задач. К настоящему времени накоплен
определенный опыт практики применения установленных им норм, а также иных
нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области культуры.
Определились достоинства и недостатки действующего законодательства о культуре.
Однако анализ правоприменительной практики показывает, что отдельные нормы указанных
Основ законодательства носят декларативный характер, недостаточно
эффективны либо имеют внутренние противоречия. Недостаточными
представляются механизмы реализации отдельных положений закона, в частности,
обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области
культуры. Не менее актуальной является задача приведения положений закона в
соответствие с последними документами ЮНЕСКО, принятыми
международными договорами и соглашениями. Также необходим анализ и применение лучшего
международного опыта в сфере законодательного регулирования культуры. К настоящему времени во
многих субъектах Российской Федерации приняты региональные законы о культуре.
Указанный опыт законодательного регулирования также был обобщен и
систематизирован при подготовке нового законопроекта. Перечень региональных законов
о культуре приводится в Приложении 1 к настоящей Концепции. В данной
ситуации представляется нецелесообразным сохранять действующие «Основы законодательства о культуре» в
сложившемся виде, модифицируя его через новые изменения. По итогам
обсуждений в самых разных аудиториях (профильные ведомства, творческие союзы,
работники области культуры в регионах и др.), можно говорить о широкой
поддержке идеи создания нового Федерального закона о культуре. Вместе с тем,
необходимо обеспечить преемственность положений законопроекта с прежней
законодательной работой, учесть в новом законе серьезные наработки по
совершенствованию прежнего. II. Основная
идея, цели и предмет правового регулирования законопроекта
Основной идеей законопроекта
«О культуре в Российской Федерации» является системное регулирование основных
правоотношений в области развития российской культуры, в т.ч. национальных
культур народов Российской Федерации в соответствии с установленными приоритетами
государственной социально-экономической политики. Создание необходимых условий для
развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности и
общества в целом становится особенно важной в контексте стратегической задачи перехода
экономики России на инновационный путь развития. Проект Федерального закона «О
культуре в Российской Федерации» разрабатывается в целях установления
правовых оснований для: – обеспечения защиты прав и свобод
человека и гражданина, народов и иных этнических общностей Российской Федерации
в области культуры; – определения
основных приоритетов и целей государственной политики в области
культуры; – создания благоприятных правовых
условий для развития всех видов деятельности в области культуры; – обеспечения и укрепления единого
культурного пространства Российской Федерации; – определения участников
правоотношений в области культуры и распределения их полномочий; – урегулирования правового статуса
творческих работников и организаций культуры в новых экономических условиях; – повышения доступности, качества и
разнообразия услуг, предоставляемых потребителям организациями культуры; – совершенствования взаимоотношений
организаций культуры с органами государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления в области культуры, а также иными организациями; – определения инструментария
сохранения и развития культуры; – повышения конкурентоспособности
отрасли культуры; – и др. Предметом законодательного
регулирования являются общественные отношения в
области культуры, а также правовые, организационные,
экономические и социальные основы деятельности в указанной области. В законопроект планируется включить
73 статьи, сгруппированные в 10 главах: «Общие положения», «Права и свободы
человека и гражданина, народов и иных этнических общностей Российской Федерации
в области культуры и государственные гарантии их обеспечения», «Полномочия
органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в
области культуры», «Управление в области культуры», «Организация деятельности в
области культуры» «Национальное культурное достояние и культурное наследие
Российской Федерации», «Творческие работники», «Финансовое, экономическое и
иное регулирование», «Международное сотрудничество», «Заключительные
положения». Основные положения, содержащиеся в
законопроекте, можно будет условно разделить на две категории: нормы,
содержащиеся в действующем законодательстве (в первую очередь в «Основах
законодательства Российской Федерации о культуре») и детализированные в
проекте, и нормы, являющиеся новеллами для законодательства. Перенос в законопроект ряда норм,
содержащихся в действующем законодательстве, обусловлен необходимостью
обеспечения преемственности с прежней законодательной работой. В качестве норм, предусматриваемых
законопроектом и являющихся новеллами для законодательства в области культуры,
необходимо отметить следующие. 1. В будущем Федеральном законе
будут впервые определены такие важные понятия, как: «единое
культурное пространство», «художественное образование», «организация культуры»,
«вид деятельности в области культуры» и др. 2. В законопроекте в
соответствии с терминологией и подходами, заложенными в тексте Конституции
России, будет приведена глава о правах и свободах человека и
гражданина, народов и иных этнических общностей Российской Федерации в области
культуры. Проект Федерального закона исходит
из того, что механизм защиты конституционных прав граждан на свободу
творчества, культурную деятельность, доступ к культурным ценностям может быть
правильно установлен только путем определения государственных гарантий
реализации этого права, определения в качестве принципиальной позиции
государственного протекционизма в сфере культуры, государственной поддержки
культуры и её творцов. Формулируемые законодательные нормы
должны обеспечить усиление положительного влияния культуры на весь образ жизни
российского общества, в том числе на экономическое развитие страны. В связи с этим предлагается ряд
основополагающих норм, которые должны получить детальное отражение именно в
этой главе. Среди них – право на культурную деятельность и участие в
культурной жизни, поскольку нормативные акты, в которых раскрывалось бы
это понятие, отсутствуют. При этом конституционное понимание
участия гражданина в культурной жизни предполагает его активную позицию путем
включения в культурную жизнь, его личного в ней участия. Представляется, что
без включения самого человека во все многообразие творческой деятельности вряд
ли возможно коренным образом изменить ситуацию в области культуры в России. В качестве механизмов реализации
прав граждан на участие в культурной жизни, пользование организациями культуры
и доступ к культурным ценностям в проекте Федерального закона будет закреплено
установление государственных минимальных социальных стандартов в сфере
культуры. В законопроекте также необходимо сохранить и конкретизировать условия
бесплатного предоставления основных услуг в области культуры. Важное значение имеет формулирование
в законопроекте нормы, которая будет поощрять граждан в деятельности по культурному
развитию своих детей, приобщению их самих к творчеству, к постоянному
занятию самообразованием. С принятием Концепции развития образования в сфере
культуры и искусства встает задача определить в новом законе о культуре понятие
эстетического воспитания и понятие художественного образования. Через четкое
раскрытие этих терминов станут ясны те условия, которые призвано создавать
государство. Центральное место в этом разделе
занимает право на художественное образование. Важно не только определить
понятие художественного образования, но и закрепить право на него таким
образом, чтобы не сводить дело только к выбору формы и способов его получения.
Чрезвычайно важно и то, чтобы эта деятельность проходила с выделением
финансовых средств региональным и местным бюджетам в размерах, необходимых для
реализации основных образовательных программ в школах искусства и на других
площадках. Большое значение имеют и такие вопросы, как транспортная доступность
культурной инфраструктуры, обеспеченность профессиональными кадрами. Понятие эстетического воспитания
должно быть раскрыто через сохранение культурной идентичности народов России с
учетом патриотической направленности соответствующей деятельности.
Принципиально важно, что эти права должны реализовываться с использованием
современных информационных и коммуникационных технологий в сфере культуры, и
этот аспект тоже должен получить правовое закрепление. Вместе с тем снова встает вопрос о
необходимости подтверждения бесплатности образования на различных уровнях. В
этом контексте важной задачей является законодательное закрепление права на
второе бесплатное, точнее – бюджетное, высшее образование в случаях, когда речь
идет о таких творческих профессиях как режиссер, дирижер, композитор. Для
развития художественного образования необходимо определить, в каких формах
будут поддержаны государствам инициативы физических и юридических лиц, создание
и деятельность негосударственных образовательных учреждений в сфере культуры
всех уровней. Также представляется необходимым
закрепить нормами законопроекта гарантии права на творческую культурную
самобытность, права на объединение в творческие союзы и иные
профессиональные организации в сфере культуры. Предметом острых споров и
общественности, и профессионалов остается право на ввоз и вывоз культурных ценностей
за пределы Российской Федерации. При этом нельзя не учитывать то
обстоятельство, что для укрепления конкурентных преимуществ культуры России в
международном контексте необходима эффективная регламентация как данного права,
так и права на культурную деятельность наших граждан за рубежом, а также право
иностранных граждан на деятельность в сфере культуры в нашей стране. 3. Отдельная глава в проекте
Федерального закона о культуре позволит закрепить полномочия органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в области культуры. Представляется,
что полномочия Российской Федерации должны максимально способствовать участию
федеральных органов власти в обеспечении деятельности в сфере культуры на
региональном и местном уровне. Вместе с тем в законопроекте
выделена та сфера федеральных полномочий, которые передаются для
осуществления субъектам Российской Федерации. При этом средства на
осуществление переданных полномочий должны быть своевременно и в полном объеме
предусмотрены в виде субвенций из федерального бюджета. 4. Особого внимания в проекте
Федерального закона заслуживает глава IV «Управление в области культуры».
В целях повышения эффективности государственного регулирования в данной области
проанализирован лучший международный опыт в сфере государственного и
муниципального управления, адаптирован к российским условиям и применен в
законопроекте. В рамках данной главы отдельными
статьями регламентируются вопросы, связанные с документами управления в
области культуры, участниками управления в области культуры, единой государственной
информационной автоматизированной системы управления в области
культуры, государственными (муниципальными) заданиями, а также с
аспектами государственного учета, государственного мониторинга и аудита в
области культуры. 5. Разрабатываемый законопроект
призван создать правовую основу для внедрения инновационных механизмов
организации деятельности в области культуры. Так, отдельные статьи законопроекта
посвящены государственно-частному партнерству в области культуры, корпоративной
социальной ответственности, спонсорской и благотворительной деятельности в
области культуры, созданию и организации деятельности автономных учреждений
культуры, многофункциональных культурных и образовательных комплексов и др. В Главе V «Организация
деятельности в области культуры» проекта Федерального закона необходимо также
законодательно закрепить виды организаций культуры, а также основные
виды деятельности в области культуры. 6. Глава «Финансовое,
экономическое и иное регулирование» законопроекта регулирует, в том числе,
аспекты, связанные с саморегулируемыми организациями
культуры, а также фондами развития культуры и грантами в области
культуры. Перечисленные новеллы
законодательства в области культуры вместе с созданием преемственного, но
обновленного и расширенного понятийного аппарата, представляют собой
значительный объем законодательного регулирования. Следует подчеркнуть, что при работе
над проектом внимательно учитываются рекомендации ЮНЕСКО.
Кроме того, широко используется законодательная и правоприменительная практика
ряда иностранных государств: США, Канады, Великобритании, Франции,
Испании, Швеции, Финляндии и др. III. Круг
лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и
обязанности
К кругу лиц, на которых
распространяется действие законопроекта, относятся: 1. Федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица, а также
подведомственные этим органам организации. 2. Юридические лица, в том
числе организации культуры, образовательные учреждения культуры, общественные
объединения в области культуры (ассоциации, творческие союзы, гильдии,
профессиональные союзы и др.), научные организации, осуществляющие исследования
в области культуры и др. 3. Физических лица: граждане
Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, реализующие
права в области культуры, потребители услуг организаций культуры, творческие
работники и иные специалисты в области культуры. Уточнение прав и обязанностей
участников правоотношений в области культуры вызвано необходимостью более
четкого определения степени участия государства в обеспечении деятельности в
сфере культуры на федеральном, региональном и местном уровнях. В настоящее время в федеральном
бюджете существует всего две основные возможности для Российской Федерации
содействовать культурной жизни на уровне регионов и местного самоуправления.
Во-первых, это федеральная целевая программа «Культура России». Ее новая
редакция предусматривает разделы по поддержке реконструкции, реставрации
учреждений культуры в субъектах Российской Федерации. И во-вторых, – это прямое
финансирование федеральным бюджетом конкретных проектов или мероприятий в
отдельных регионах. Следует признать, что этот инструментарий явно недостаточен
и требует расширения. Поэтому в проекте Закона о культуре выделяется
перечень тех федеральных полномочий, которые могут быть переданы для
осуществления субъектам Российской Федерации с выделением необходимых
финансовых средств. Содержание ряда новых прав и
обязанностей участников правоотношений в области культуры определяется также
исходя из необходимости расширения спектра, повышения качества и доступности
предлагаемых организациями культуры услуг, а также усиления
конкурентоспособности указанных организаций. IV. Место
будущего закона в системе законодательства
Разрабатываемый законопроект
возглавит и объединит группу отраслевых правовых актов Российской Федерации в
области культуры. Устанавливаемые законопроектом
правовые нормы носят комплексный характер, поскольку содержат различные аспекты
регулирования и обеспечения сферы культуры. Будущий Федеральный закон может быть
отнесен к системообразующим актам. В связи с этим иные отраслевые акты
федерального законодательства, устанавливающие отдельные нормы применительно к
конкретным видам деятельности в области культуры (музейной, библиотечной и
др.), должны строго соответствовать положениям данного Федерального закона. V. Социально-экономические,
политические и юридические и иные последствия реализации будущего закона
Социально-экономические последствия
принятия Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» определяются: – обеспечением защиты конституционных
прав и свобод человека и гражданина, народов и иных этнических общностей
Российской Федерации в области культуры; – содействием реализации духовного
потенциала граждан Российской Федерации; – содействием дальнейшему развитию
видов деятельности в области культуры в Российской Федерации; – созданием благоприятных условий для
сохранения и развития традиционных культур народов России и их взаимодействия; – повышением доступности для граждан
России культурных благ и образования в сфере культуры; – созданием условий для повышения
качества, доступности и разнообразия услуг, предоставляемых в области культуры; – содействием сохранению и
популяризации культурного наследия Российской Федерации; – совершенствованием организационных,
экономических и правовых механизмов развития области культуры. Юридические последствия
принятия Федерального закона заключаются в повышении эффективности правового
регулирования в области культуры, в устранении пробелов и противоречий,
имеющихся в действующем законодательстве, его соответствии законодательству,
регулирующему правоотношения в смежных отраслях, международным нормам и
правилам. Политические последствия
принятия Федерального закона состоят в повышении международного авторитета
Российской Федерации. Принятие данного Федерального закона также будет
способствовать развитию и укреплению межрегиональных и международных культурных
связей. VI. Финансово-экономическое
обоснование к проекту Федерального закона «О культуре в Российской Федерации»
Принятие Федерального закона «О
культуре в Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов,
покрываемых за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и муниципальных бюджетов. VII. Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона
«О культуре в Российской Федерации»
Принятие Федерального закона «О
культуре в Российской Федерации» потребует признания утратившими силу следующих
актов федерального законодательства: 1. «Основы законодательства
Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1). 2. ___ 3. ___ Кроме того, принятие указанного
Федерального закона потребует внесения изменений в следующие акты федерального
законодательства: 1. Закон РФ от 15.04.1993 №
4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». 2. Федеральный
закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле». 3. Федеральный
закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности
в Российской Федерации». 4. Федеральный закон от
22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской
Федерации». 5. Федеральный
закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной
автономии». 6. Федеральный
закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской
Федерации и музеях в Российской Федерации». 7. Федеральный
закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных
промыслах». 8. Федеральный
закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». 9. Федеральный закон от
22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». 10. «Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности» ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1)
(утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст). 11. ___ Принятие указанного Федерального
закона не потребует приостановления или принятия других актов федерального
законодательства. Приложение 1
|
Вы можете загрузить на свой компьютер файлы, содержащие материалы Концепции проекта Федерального закона "О культуре в Российской Федерации", используя приведенные ниже ссылки. Для просмотра документа Вам понадобится программа "Acrobat Reader". При необходимости Вы можете бесплатно получить её с сайта производителя.
|
![]() |
Copyright © 2004-2021 "Институт экономики и социальной политики" - Fund "Institute of economy and social policy" |